Распорядок дня ребенка дошкольника и малыша. Значение режима дня в жизни дошкольника


Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.

Зачем нужен распорядок?:

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Правила "НЕ" для детского режима:

В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":

1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.

Признаки правильного распорядка:

Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.

Строгость соблюдения режима дня:

Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:

Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.

Принципы режима:

1. Строгое соблюдение;
2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;
3. Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и особенностей;
4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.

Наиболее рациональный режим для дошкольников:

7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;

8.00 – 8.30 – время первого завтрака;

9.00 – 10.00 – обучающие занятия;

10.00 – время второго завтрака;

10.20 – 12.00 – прогулки на улице;

12.30 – 13.00 – время обеда;

13.00 – 15.00 – дневной отдых;

15.30 – время полдника;

16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;

18.30 – 19.00 – время ужина;

19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;

21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.

Приемы пищи:

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:

1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.

Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.

Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:

1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.

Организация сна:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:

До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.

Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.

Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:

Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.

О прогулках:

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.

Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:

Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.

Особенности развивающих мероприятий:

Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.

Благоприятное время для обучения:

9-12 часов;
16- 18 часов.

С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.

Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:

Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.

Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;

3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;

4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;

5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;

6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;

7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;

8. Не допускайте частых изменений режима;

9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;

10. Ребенок должен начинать день с зарядки;

11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;

12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;

13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.

Нарушение режима:

Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:

1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования Вологодской области

БПОУ ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж»

Контрольная работа по предмету:

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Тема: «Режим дня детей дошкольного возраста, возрастные изменения в режиме дня»

Выполнила студентка 1 курса

Ротарь Дилафруз Юлдошевна

Преподаватель Михно Е.С.

Великий Устюг 2016

Введение

1. Понятие режима дня

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму при надлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2) регулярное питание;

3) полноценный сон;

4) достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов. Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Цель данной контрольной работы - исследование режима дня детей дошкольного возраста и возрастные изменения в режиме дня.

Объектом исследования явились разновозрастные группы детского сада.

В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

Рассмотреть основные принципы режима

Рассмотреть режим организации видов деятельности и варианты и перестройка режима

Детально рассмотреть режим дня;

Сделать выводы.

1. Понятие режима дня

Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Большинство педагогов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) определяют режим как основу жизни маленького ребенка. Режим - это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности. Бодрствование - это деятельное состояние коры головного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов). Сон - это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном состоянии. Но деятельность органов чувств в это время заторможена. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответствии с возрастом) бодрствования. Чередование сна и бодрствования - важное условие нормальной психической деятельности человека. Правильная организация режима жизни детей - необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятие и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.

Показателями правильно составленного режима являются:

1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).

2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.

3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.

4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.

5. Малыш принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится.

Ведущими педагогами (Н.М. Аксариной, Г.М. Ляминой, М.Ю. Кистяковской и др.) были сформулированы основные методические правила проведения режимных процессов.

1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей организма ребенка. Внимание взрослых сосредоточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укладыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрослый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда малыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д.

2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличивается, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается зачерпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1-6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т.п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п. Активно участвуя в режимных процессах, малыш может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малыша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сделать правильно. Например, во время кормления воспитатель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит: «Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку». 3. Все режимные процессы должны использоваться взрослыми для воспитания ребенка. Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использовать для развития малыша. С этой целью необходимо обговаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные привычки и навыки поведения. Например, во время кормления взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое - горячее и т.д.). 4. Организация режима в детском учреждении предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 детей моют руки и садятся за стол и т.д. 5. Перед каждым режимным процессом воспитатель дает установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем, чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности.

1.1 Возрастные особенности режима

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы устанавливается свой режим, позволяющий наилучшим образом удовлетворить все потребности ребенка, обеспечить его правильное физическое развитие и воспитание. Подъем детей в круглосуточных учреждениях для младших групп с 6 часов 30 минут, для старших--с 7--8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, минут, для старших--с 7--8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры. Для приходящих детей к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр. Питание получают дети от 3 до 6 месяцев 6 раз, от 6 месяцев до 1 года--5 раз, от 1 года до 7 лет 4 раза в сутки. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 ---4,5 часов. В режиме детей до Г/2 лет дневной сон повторяется несколько раз и предшествует кормлению; после 1 "/а лет, когда время бодрствования детей значительно увеличивается, днем они спят один раз (после обеда).

1.2 Режим организации видов деятельности

ребенок режим физиологический

В режиме дня младших групп (3--4 года) предусматривается 12 - 12 1/2 часов на сон, из них 2 часа на одноразовый дневной. Сравнительно с более старшими группами, малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее- 3--4 часов, а летом весь день. Ежедневно проводится одно организованное занятие (рисование, лепка, занятия по развитию речи) вначале продолжительностью 10 минут и постепенно доводится до 15 минут. В режиме детей средней группы (от 4 до 5 лет) длительность сна сохраняется без изменений, длительность организованных занятий увеличивается до 15--20 минут и характер их несколько усложняется. В режиме детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на сон полагается н11 1/2 часов (10часов ночью и 1 1/2 часа днем). Ежедневно проводятся два занятия, первое продолжительностью 25--30 минут и второе-- 15--20 минут с перерывом в 10 минут. Занятия приобретают характер обучения. Все свободное время -- до завтрака, на прогулках и особенно во вторую половину дня после дневного сна--отводится для игр. В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) длительность сна и бодрствования такие же, как в старшей группе. Занятия усложняются, детей знакомят с буквами, учат счету. Ежедневно бывают два занятия по 30 минут каждое. Особого внимания врача требует организация обязательных занятий в детском саду и трудовое воспитание детей. Специальные наблюдения и исследования показали, что два занятия утомительны для пятилетних детей, На втором занятии резко падает внимание детей: они часто отвлекаются, функциональное состояние центральной нервной системы, по данным специальных исследований, заметно ухудшается, и это ухудшение не снимается полностью даже последующей прогулкой. Наряду с этим, в связи с медлительностью детей этого возраста и значительной насыщенностью первой половины дня разнообразной деятельностью, такая длительность занятий приводит к постоянной спешке, а иногда к сокращению прогулки. С гигиенической точки зрения более целесообразно в группе детей этого возраста проводить одно занятие длительностью 25 минут, При этом неблагоприятные сдвиги в высшей нервной деятельности значительно меньше и полностью снимаются следующей за занятием прогулкой. Трудовое воспитание детей в детском саду складывается из работ по самообслуживанию, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и за животными в живом уголке (кролики, белки и др.). В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течении более короткого времени. В средней и старшей группе трудовая деятельность детей более разнообразна и заключает в себе элементы общественно полезного труда (расчистка дорожек, работа на детском огороде). Наблюдения показывают, что дети с интересом и удовольствием принимают участие в этой деятельности, но она все же утомляет их. Поэтому работа связанная с интенсивной деятельностью (вскапывание грядок, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться для детей средней группы не более 7 - 10 мин. в день, для детей старшей группы - 15 минут. Продолжительность более легкой деятельности хозяйтсвенно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть больше - до 25 - 30 минут.

1.3 Варианты и перестройка режима

При установлении режима учитывают не только возраст, но и состояние здоровья, время года климатические условия и прочее. Детей ослабленных, перенесших тяжелые заболевания, следует раньше укладывать спать и позже других поднимать, удлинять им прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий. Переход от домашних условий к условиям дошкольного учреждения, иными словами, перестройку режима, многие дети переносят нелегко. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении следует придерживаться привычной для него продолжительности сна и частоты приемов пищи.

Примерный режим пребывания детей в учреждении.

Холодный период года. Группа № 5 (старшая)

Режимные моменты

Мы рады видеть вас!

Играем вместе!

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры.

«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята».

Утренняя гимнастика «Физическое развитие».

Художественная литература, чтение песенок, потешек. Хороводные, словесные игры.

«Социально-коммуникативное», «Речевое», «Познавательное»

Встреча с природой: «Познавательное развитие»

«Водичка, водичка, умой мое личико».

Гигиенические процедуры, обливание рук до локтей.

Подготовка к завтраку: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Приятного аппетита!

Завтрак: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Минутки игры.

Игровая деятельность детей.

Непосредственная образовательная деятельность.

Образовательные ситуации на игровой основе: подгрупповые и фронтальные

«Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое».

Второй завтрак

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Подготовка к прогулке.

Обучение навыкам самообслуживания: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

«Гуляй да присматривайся!».

Возвращение с прогулки. «Умывайся, не ленись - чистым за обед садись!».

Подготовка к обеду: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое».

«Это время - для обеда, значит нам пора за стол!».

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое».

Подготовка ко сну, релаксация перед сном.

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

«Это время тишины - все мы крепко спать должны!»

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна.

«Это время - для здоровья, закаляйся детвора!» (Дорожки здоровья, босохождение, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика).

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое».

«Пейте дети молоко - будете здоровы!».

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое».

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей, самостоятельная деятельность в центрах активности.

«Физическое развитие».

НОД (ср.)Физ.развитие

НОД (пн.) Мир музыки

«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Подготовка к прогулке.

Прогулка

Подготовка к прогулке.

Прогулка (пн., ср.) 16.05-17.20

Подготовка к ужину. «Приятного аппетита!».

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое».

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образова-тельных областей, самостоятельная деятельность в центрах активности.

Интеграция образовательных областей (индивидуальная, подгрупповая, ситуативная, досуговая игровая деятельность).

«Ну, а вечером опять мы отправимся гулять!».

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое».

Примерный режим дня на летний период 2015 года

«Здравствуйте» - приём, осмотр, самостоятельная двигательная активность детей на улице, индивидуальная работа, минутка игры.

«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» - утренняя гимнастика на улице.

«Моем с мылом чисто, чисто» - пальчиковые игры, игровой массаж, гигиенические процедуры, подготовка к завтраку.

«Приятного аппетита» - завтрак, обучение культуре еды, полоскание рта кипячёной водой.

«Минутка игры» - игры, самостоятельная двигательная активность детей, подготовка к прогулке.

«Это время - для здоровья, закаляйся детвора» - прогулка, совместная подгрупповая деятельность воспитателя с детьми (музыка, физо), художественно-творческая деятельность.

Наблюдения, опыты, трудовые поручения, подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная активность детей, воздушные, солнечные процедуры.

«Умывайся, не ленись - чистым за обед садись» - подготовка к обеду, игровой массаж, пальчиковые игры, гигиенические процедуры.

«Это время - для обеда, значит нам за стол пора» - обед, полоскание полости рта кипячёной водой.

Солевая дорожка.

«Это время тишины - все мы крепко спать должны» - подготовка ко сну, дневной сон.

«Это время - для здоровья, закаляйся детвора» - воздушные ванны, игровой массаж, дорожка здоровья после сна с бодрящей гимнастикой и музыкальным сопровождением.

«Пейте дети молоко - будете здоровы» - полдник.

«Минутка игры» - игры, подготовка к прогулке.

«Это время - для здоровья, закаляйся детвора» - прогулка: игры, наблюдения, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная активность детей.

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к ужину, ужин.

«Ну а вечером опять - мы отправимся гулять» - игровая деятельность на улице, консультации с родителями, уход детей домой.

Заключение

Рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка. Режимы дня для детей разного возраста должны обеспечить: длительность бодрствования, соответствующую пределу функциональной работоспособности нервной системы; определенное количество часов сна в сутки для полноценного отдыха; последовательность и чередование приема пищи, сна и бодрствования с учетом возможностей организма ребенка. Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) рекомендуется режим дня, при котором максимальная продолжительность непрерывного бодрствования достигает 5,5-6 ч; общая продолжительность суточного сна составляет 12,5-12 ч, из которых 2-2,5 ч отводится дневному сну; питание осуществляется 4 раза в день с интервалами 3,5-4,5 ч. Однако, помимо временных показателей, для правильной реализации режима большое значение имеет и качественный уровень проведения каждого из его процессов. Если выполнение режима сводится лишь к соблюдению интервалов между его отдельными процессами, а руководство деятельностью детей со стороны педагога не осуществляется, оздоровительная и воспитательная роль режима будет значительно снижена. В детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями, и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если же отдельные режимные процессы, в первую очередь такие, как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, у воспитанников к концу дня возникает усталость, эмоциональный спад, что, в конечном счете, неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие. Рациональный режим дня, который постоянно выполняется в детском саду и дома, имеет большое значение для правильного развития ребенка. Критериями оценки режима, его соответствия возрастным возможностям и потребностям детского организма будут состояние здоровья и уровень умственного и физического развития дошкольника, характер его поведения, общения со сверстниками и взрослыми, эмоциональное состояние, он. Ребенок, который живет в условиях, где режим дня отвечает всем требованиям (предусматривает достаточное пребывание на воздухе, полноценное питание, благоприятный уровень двигательной активности, включает разнообразные виды нагрузок, достаточный сон), как правило, отличается своевременным развитием, редко болеет, хорошо адаптируется к новым условиям, изменениям режима. Такой ребенок не страдает отсутствием аппетита, быстро засыпает, спокойно и глубоко спит. Поведение его характеризуется уравновешенностью, он умеет самостоятельно играть, участвует в совместных с другими детьми играх.

Список литературы

1. Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. М.: 1979.

2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы М.: 1968.

3. Богина Т.Л., Терехина Н.Т. «Режим дня в детском саду» М.: 1987.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997.

5. Журнал "Педагогика" 2002, 6, с. 71-77. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко. Фролов А.А.

10. Минкина М.В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. Минск, 1977.

11. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983.

12. Нравственное воспитание в детском саду. Под редакцией В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой. М.: 1978.

13. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М., Детская лит-ра, 1989.

14. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: 1979.

15. Трудовое воспитание в детском саду. Лекция для студентов дошкольного факультета. Доцент МГЗПИ О.А.Фролова. М.: 1960.

16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1986.

17. Королева В. и Голлеидер Г.Ю. Воспитание трудолюбия у детей старшей группы. В сб.: «Детский сад». Под ред. А. П. Усовой. М. Изд-во АПН РСФСР, 1951.

18. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании М.: 1967.

19. Менджерицкая Д.В. Воспитание в детской игре. М.:

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика их физического воспитания и образования. Исследование эффективности рационального сочетания плавания с другими средствами физического воспитания. Упражнения для обучения детей плаванию на суше.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2012

    Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Понятие детской литературы и её жанров. Понятие времени и его свойств. Возможности использования детской литературы при формировании временных представлений детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2012

    Закономерности психомоторного развития детей дошкольного возраста. Взаимосвязь процессов развития психомоторики и овладения ведущим видом деятельности в дошкольном периоде. Влияние нарушения статодинамической функции на психическое развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников. Возрастные особенности и этапы развития речи детей раннего возраста. Использование различных видов кукольных театров для формирования правильной и образной речи детей в детском саду.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2012

    Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности и интересов старших дошкольников. Принципы занятий с детьми дошкольного возраста. Основные средства обучения. Особенности процесса обучения для детей-дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Многообразие живых организмов как одно из основных понятий экологического образования дошкольников. Дидактическая игра: понятие, задачи. Содержание непосредственной образовательной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2014

    Возрастные особенности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста. Анализ этапов формирования счетной деятельности у дошкольников. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ по разделам "Количество и счет".

    курсовая работа , добавлен 12.09.2015

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Сущность понятия "школьная готовность" и ее основные составляющие. Содержание программ подготовки детей к обучению в школе, система и закономерности работы воспитателей, используемые методы.

Соблюдение определенного режима дня благотворно сказывается на физическом и психологическом здоровье ребенка. Организация повседневной жизни дошкольника, включающая в себя активные и тихие игры, принятие пищи и сон, сводит к минимуму риск плохого настроения и капризов малыша. Чтобы ребенок не устраивал истерики перед тем, как отправиться в постель, не отказывался от обеда и не расстраивался, уходя с детской площадки, необходимо с самых ранних лет приучать его к правильному и размеренному режиму, удобному как ему самому, так и его родителям.

Плюсы жизни по расписанию

В дошкольном возрасте малыши редко могут самостоятельно понять, насколько они голодны или устали. Задача родителей – помочь ребенку так организовать свой день, чтобы ему было комфортно. Многочисленные исследования доказали, что дети, живущие по расписанию, гораздо меньше подвержены стрессам и перепадам настроения, они намного активнее и любознательнее, нежели их сверстники, которые не приучены к соблюдению определенного порядка действий. Кроме того, завтраки, обеды и ужины в одно и то же время оказывают благоприятное воздействие на функционирование желудочно-кишечного тракта ребенка.

Организация дня ребенка – трудная, но вполне выполнимая задача, требующая от родителей внимательности, чуткости и педагогической подкованности. При создании расписания важно учитывать не только общепринятые нормы, но и индивидуальные особенности ребенка. Одни дети кушают больше, чем другие, кто-то любит проводить время, играя с конструктором, кто-то обожает активные игры в мяч, кому-то нравится плескаться в ванной, а кто-то предпочитает заканчивать водные процедуры как можно быстрее. Также нужно ориентироваться на повседневные семейные традиции – в одних семьях встают очень рано, в других же нежатся в постели до полудня.

Питание

Ребенок в возрасте 3-6 лет должен есть не менее 4 раз в день. Завтрак должен быть не позднее, чем через час после пробуждения, ужин – примерно за 1,5-2 часа до отхода ко сну. Обед и перекус между основными приемами пищи устанавливаются в соответствии с общим распорядком дня всей семьи.

Объем суточного рациона дошкольника лучше делить следующим образом: завтрак – 25 % от общего количества пищи, обед – 40 %, полдник – 15 %, ужин – 20 %. Важно следить за тем, что ребенок не перекусывал сладостями в неположенное время. Исключение можно сделать лишь в крайнем случае: например, если малыш с родителями гуляет в праздничный день по городу, где на каждом углу продают соблазнительно пышную сладкую вату и манящее мороженое.

Сон

Оптимальное количество сна для ребенка 3-6 лет – 12-14 часов. Из них часть отводится для дневного послеобеденного сна. Трехлетки и четырехлетки спят днем пару часов, дети постарше – час-полтора, не более. Важно учитывать и физическое состояние ребенка: слабые или часто болеющие дети нуждаются в большем количестве отдыха.

Отход к ночному сну нужно начинать заранее – убрать все игрушки, выкупать ребенка и уложить в теплую постель в хорошо проветренной комнате. Обстановка должна быть максимально спокойной и тихой, никакого работающего телевизора и громких разговоров.

Прогулки

Ежедневные прогулки на свежем воздухе – залог здоровья и хорошего настроения ребенка. Зимой дети должны гулять не меньше 3 часов, летом это время можно увеличить до 4 и даже 5 часов. Прогулки необязательно должны быть активными и шумными – неспешный променад с родителями по красивому бульвару или живописной набережной тоже подойдет.

Игры

Лучшее время для подвижных игр – первая половина дня и пару часов после обеденного сна. Вечером стоит отдать предпочтение спокойным домашним развлечениям – лепке из пластилина, рисованию, чтению книг и так далее.

Примерный режим дня

Приведем примерный режим дня дошкольника:

Отличительной чертой каждого дошкольного заведения является распорядок. Режим дня в детском саду составлен согласно четкому расписанию, вплоть до минут. Любая задержка способна привести к тому, что ребенок выбьется из установленного графика. Многие родители могут сомневаться в целесообразности такого строго соблюдения порядка действий, считая это своего рода ограничением свободы для малыша, однако специалисты, среди которых педиатры, невропатологи и диетологи, настаивают на очевидной пользе подобной режимности, подкрепляя свою позицию разными фактами.

Занятия в детском саду проводятся строго по режиму

Почему следует соблюдать режим?

По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.

Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.

Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.

Единственные специалисты, не являющиеся сторонниками распорядка дня в детсадовском учреждении - психологи. По их мнению, если принуждать и навязывать чужую волю ребенку, это будет только подавлять его индивидуальность.



Ученые пришли к выводу, что недосып и отсутствие режима дня провоцирует ожирение у детей

Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.

Особенности режима в детском садике

Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе. Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:

  • Учет возрастных особенностей детей для их гармоничного развития. Активная деятельность малышей в возрасте от 3 до 7 лет не должна превышать по длительности 5,5-6 часов, до 3-х лет - согласно медицинским предписаниям.


Период активности в садике соответствует возрастным нормам детишек
  • Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия: для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, - объем составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет – 12, в старших группах с пятилетками – 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет - 17 занятий.
  • Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.

Режим питания в саду

Перед работниками детского сада, которые отвечают за график питания, стоит следующая задача: приготовление еды, заблаговременная расстановка тарелок с горячими блюдами, чтобы они остывали, после чего подача без задержек второго и третьего.

В таблице представлено, как выглядит график питания в большинстве заведений дошкольного типа:



Еда в садике восполняет нехватку витаминов и минералов, ее энергетическая ценность точно рассчитана

Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

Дневной распорядок в детском саду состоит из:

  • режима питания, а именно - времени и количества приемов пищи;
  • дневного сна;
  • прогулок;
  • времени приема детей;
  • игр и занятий.

Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.

Занятия в первой половине дня

Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.



В первой половине дня у детей могут быть занятия музыкой или физкультурная разминка

Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.

Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.

Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.

Прогулки и дневной сон

После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.

С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной - вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.



Дневной сон помогает восстановить силы ребенка

Вторая половина дня

Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.

Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить- он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Сон ребенка дошкольного возраста

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5--12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра.

Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон.

Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания.

Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы.

Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим дня. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Лучшая одежда на время сна - пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковой, трикотажной или ситцевой. В жаркие дни дети могут спать в трусиках (но не в тех, в которых они играли).

Во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, фрамуга или форточка могли оставаться открытыми. (Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15°).

В часы ночного сна также очень важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывают спать.

Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у детей происходит различно: у одних почти мгновенно, другим же требуется минут 5-10, чтобы окончательно проснуться.

Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у детей следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

С каждым годом в режиме дня все большее время вы будете отводить специальным занятиям с ребенком, так что с детьми шести лет проводятся ежедневно два, иногда и три занятия длительностью от 25 до 35 минут каждое.

При проведении занятий большое значение придается организации внешней среды: хорошо проветренная комната, достаточная и правильная освещенность поверхности стола (окно или лампа должны быть расположены с левой стороны), соответствие размеров стола и стула росту ребенка. Рассматриваемый детьми небольшой по размеру предмет (книга, картинки) должен быть удален не менее чем на 30 см от глаз ребенка.

Прогулки

О прогулках стоит сказать особо.

Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, - важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития. В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3-4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять.

Вопрос о погоде (температуре воздуха, его влажности, силе ветра), при которой ребенок с пользой для себя может зимой гулять, не является окончательно решенным. Во многом его решение зависит от природных условий, в которых ребенок живет. Например, на севере нашей страны, где зима и длительна, и сурова, дети старшего дошкольного возраста
гуляют при морозе 30-35 .

В детских садах Норильска, в которых воспитываются дети, приехавшие не только из средней полосы, но и из южных районов СНГ, дети старшего дошкольного возраста выходят на прогулку, если нет ветра, и при минус 40. Естественно, в сильные морозы дети гуляют меньше, чем в другие дни. Перед прогулкой лицо ребенка смазывают вазелином. Если он озяб, ему предлагают зайти на короткое время (минут на пять) в помещение и погреться. Но даже 15-20-минутные прогулки при очень низкой температуре воздуха дают хорошую эмоциональную и физическую зарядку.

В холод ное время года подвижность иных детей ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. Натягивая на ребенка «сто одежек», родители руководствуются добрыми побуждениями: «Иначе простынет, заболеет». А на самом деле ребенок, которому громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, перебрасываться снежками, лепить снежных «баб», кататься на санках с горки, не только лишается радости этих забав, но начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные.

Негармоничное физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков.

Вверх